Адаптация

Адаптационный период – первое испытание

Адаптация

Всем известно, что дети не сразу привыкают к детскому садику, этот сложный период называется адаптационным.

Адаптация к детскому саду — тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.

Адаптация может быть сравнительно быстрая и почти безболезненная, но это редкое явление. Чаще всего она тяжелая, максимально выраженная. Как будет привыкать к садику ваш ребенок зависит от многих факторов.

В случае легкой адаптации выраженность стресса минимальна. Когда адаптация тяжелая и стресс полностью одолел ребенком, то вероятнее всего скоро произойдет срыв и малыш заболеет. Это неизбежная реакция организма на стресс.

Что же происходит с психикой ребенка в период адаптации? Внешние проявления: вашего малыша как-будто подменили, каждый день вы наблюдаете капризы и истерики, причем по — любому поводу. Вы удивляетесь, что ребенок совсем не хочет идти в детский сад. А ведь только вчера он сам тянул вас за руку, торопил, спрашивал, когда же он сможет пойти уже в садик к своим друзьям. Утром ребенок невыносимо рыдает, просит не вести его в садик, нет, не просит, умоляет. Говорит, что будет хорошо себя вести, только пусть мама оставит его дома. Вы видите, что ваш малыш панически боится идти в садик, и сами этим уже напуганы. Не переживайте так сильно.

Дело в том, что человек во время адаптации всегда испытывает страх. Ребенок в новой для него обстановке во всем видит угрозу. Малыш боится чужих взрослых, детей и того, что вы не придете за ним. Ему не по себе, что так много незнакомых детей в группе, он не знает, как наладить контакт с ними.

Почему же дети так бурно и негативно реагируют на детский сад?

Ребенок еще слишком мал и слаб психологически. Ведь его разлучают с мамой – главным для него человеком, который необходим для него как воздух и вода. Ему непонятно и очень обидно, что мама обменяла его на работу и теперь основное время проводит там. Малыш считает себя брошенным, нелюбимым и даже виноватым, думая, что он оказался здесь за какие-то провинности.

Ребенок пока не понимает, что чтобы освоиться здесь, ему необходимо вести себя иначе, чем дома. Если адаптация у ребенка проходит легко, то он быстро находит нужную модель поведения, а значит осваивается. Если малышу не составило трудности приспособиться к новым условиям, значит и в дальнейшем, в аналогичных ситуациях он будет быстро адаптироваться.

Кстати, сторонники детского сада считают, что именно стрессовая ситуация, которая длится первые недели, дает толчок для быстрого развития всех адаптационных механизмов ребенка. Это, несомненно, является для него полезным уроком на всю жизнь.

Но даже если стресс при адаптации к детскому саду — необходимый процесс для развития ребенка, нужно стараться облегчить этот период.

Как облегчить ребенку адаптационный период

  • Начните еще с года тренировать адаптационные механизмы ребенка. Для этого создавайте малышу иногда ситуации, в которых ему необходимо будет изменить свое поведение. Это закалит ребенка и ему легче будет привыкнуть к садику.

  • Для снижения стрессовой ситуации заранее узнайте о режиме в детском саду и постарайтесь ввести в этот режим ребенка за несколько месяцев до детского сада.

  • При ребенке не говорите о ваших переживаниях насчет детского сада. Не показывайте вашего волнения, дети все чувствуют.

  • Упоминайте о садике как о приятном и дружном месте, но и сочинять уж слишком тоже не стоит. Заранее готовьте малыша к временной разлуке с вами, оставляя его иногда с бабушкой или подругой. Постоянно объясняйте ребенку, что он как и прежде любим и дорог для вас.

  • Еще до того как отдавать малыша в садик познакомьте его с детьми и воспитателем группы, в которую он будет ходить.

  • Подскажите вашему чаду, как подружиться детьми в группе. Как вариант можно придя в первый раз в садик принести с собой конфеты для детей и воспитателя и сказать малышу, чтобы он сам раздал гостинцы. Таким образом, ребенок расположит к себе детей и они быстрее и легче пойдут на контакт с ним.

  • В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка), учитывая желания малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.

  • Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

  • Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить, вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.

  • Желательно укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмёт с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

  • В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого дома, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

  • Желательно дать ребёнку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждёт там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

Проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи является не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование этой проблемы порождает в дальнейшем так называемого “несадовского” (а потом и “нешкольного”) ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.

Наблюдения показали, что в младшем дошкольном возрасте (3 – 5 лет) мальчики хуже адаптируются к новым социальным условиям, чем девочки. В старшем дошкольном возрасте разница в адаптации между мальчиками и девочками уже отсутствует. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте мальчики более уязвимы в плане социальной адаптации, чем девочки, поскольку в период наиболее интенсивного эмоционального развития они в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки.

Помните, что адаптационный период — временное явление, которое скоро пройдет. Пережить этот период необходимо для нормального развития ребенка.