«Новые подходы к театрализованной деятельности в дошкольных организациях»

Одной из приоритетных и актуальных задач процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста в современных условиях является – воспитание социально-адаптивной, творческой личности, способной к позитивному поведению и отношениям в социуме. Решение этих задач – это воспитание всесторонне развитой личности, с национальной психологией и самосознанием, проникнутым уважением к традициям и обычаям своего народа, здорового и физически развитого, духовно богатого человека.

Наш опыт работы в детском центре «Умка», мониторинг, постоянные наблюдения за детьми позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствуют нарушения развития эмоциональной сферы, ее нестабильность, проявляющаяся в патологических эмоциональных состояниях: замкнутости, неуверенности, тревожности, нервозности и агрессивности, страхах, плаксивости и др..
Решать психологические проблемы эмоционально-личностного развития детей мы решили попробовать через вовлечение их в театрализованную деятельность.

В детском центре «Умка» мы поставили перед собой следующие задачи:

  • решение проблем эмоционально-личностного развития детей через вовлечение их в театрализованную деятельность;
  • формирование в ДЦ «Умка» творческой среды, способствующей решению задач эмоционально-личностного развития дошкольников;
  • развитие интереса у детей, педагогов и родителей к театральной культуре;
  • обеспечение условий для взаимосвязи театрализованной и других видов детской деятельности в педагогическом процессе;
  • обучение детей искусству драматизации с использованием различных форм и методов работы со сказкой;
  • формирование культуры речевого общения;
  • развитие творческих способностей и творческой самостоятельности детей средствами театрального искусства;
  • развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать;
  • формирование родительской компетентности в вопросах развития эмоционально-личностной сферы и творческих способностей детей;
  • привлечение родителей для решения организационных вопросов театрализованной деятельности (изготовления декораций, атрибутов, костюмов).

Решение этих задач затрагивает все образовательные области, а особенно творчество, коммуникацию, социум. В процессе театрализованной деятельности происходит не только коррекция психо-эмоционального состояния детей, но и формирование у детей эстетического отношения к миру и его художественное развитие средствами народного, классического, современного искусства. А так же театрализованная деятельность способствует развитию связной речи, умению строить содержательные монологи и диалоги, у детей происходит накопление социально-культурного опыта, необходимого для включения ребёнка в систему общественных отношений.
При постановке сказок, при распределении ролей огромное значение имеет опыт и тактичность педагога. Знакомя детей со сказкой и персонажами, участвующими в ней, педагог с одной стороны предлагает детям выбрать роли самостоятельно, а с другой стороны, благодаря, своим педагогическим умениям и созданию определённых условий – ролевой кастинг – подводит детей к выбору ролей, запланированных им. Делать это нужно спокойно, не навязчиво, тактично, чтобы не вызывать споры, недоброжелательность, зависть в детском коллективе или нежелание участвовать в постановке сказки.

Проведя мониторинг и сравнив его результаты за последние три года, мы можем сделать следующие выводы:

  • реализация проекта по театрализованной деятельности восполняет пробел в работе по совершенствованию эмоционально-волевой и личностной сферы детей;
  • средствами драматизации сказки развиваются творческие способности детей;
  • “проживая сказку”, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать эмоциональное состояние друг друга, находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам;
  • используемые в сказках приёмы для выражения или проявления различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения – пластику, мимику, речь;
  • пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству;
  • эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, спрятанный глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру;
  • дети всесторонне развиваются, учится раскованности, уверенности в себе, умению выступать на публике, адекватно выражать свои мысли и эмоции.
[contact-form-7 id="2957" title="Подпишитесь на нас"]