Как не надо отвечать на детские вопросы

Потому что кончается на «У». Как не надо отвечать на детские вопросы

Дети – исследователи. Они любознательны и неравнодушны. Психологи отмечают несколько периодов в речевом развитии детей. Некоторые из них связаны с тем, какие вопросы задают дети.

Первый период вопросов бывает в два-три года. Ребёнок интересуется всем подряд: как зовут кошку, где спят птицы, когда завтра будет лето и т.д. Второй период вопросов начинается в 4-5 лет. Это уже более сложные вопросы – и, с точки зрения структуры, и с точки зрения ответов. Это период вопросов «Когда?», «Где?» и «Почему?». Всем взрослым известно, что отвечать на детские вопросы надо. Но вот вопрос – как отвечать. Возьмём, к примеру, самый простой вопрос ребёнка «Почему с деревьев падают листья?» У взрослых такой вопрос вызывает по крайней мере 10 типов ответов-реакций.

1. Взрослый выражает удивление: «А почему, собственно, они не должны падать?». Тут и явное неодобрение, и неготовность ответить. Преобладает тут эмоция недоумения: «Странные вещи ты спрашиваешь!». Но ребёнок именно поэтому и спрашивает, что для него это странно.

2. Бывает, что взрослый повторяет в своём ответе вопрос. «Почему листья падают»? Потому что падают. Это ответ-пустышка, когда взрослый опять-таки делает вид, что ребёнок спрашивает о чём-то очень примитивном.

3. Другой тип ответа на детский вопрос – ссылка на регулярность: «Листья каждый год падают». Тут уже чуть больше информации, но ответа по существу снова нет.

4. Более серьёзным является отсылка якобы к сущности: «Листья падают потому что они такие». Очень философский ответ. По форме, но не по существу. Ребёнку он мало что даёт. Это что-то вроде шутливого выражения.

5. Взрослые любят делать отсылку к чему-то хорошему им известному: «Листья падают потому, что есть такой закон в природе». Хорошее обобщение, и оно тоже настраивает на философский лад. Однако для ребёнка такой ответ по-прежнему не содержит никакой конкретной информации. Ребёнок не знаком ещё с законами природы.

6. Иногда, отвечая на вопрос, взрослые отсылают к несуществующим у предметов эмоциям и желаниям. «Почему падают листья?» – «Потому что им так хочется». В этом выражении так называемый антропоморфный взгляд на природу, когда явлениям окружающего мира приписываются человеческие свойства. Психологи полагают, что ребёнка такой ответ может устроить, но только на некоторое время. Ребёнок ведь должен научиться различать то, что относится к человеку, и что не относится. Поэтому такого рода ответ уводит детей в область мифологии и сказок, а не приближает к пониманию реального мира.

7. Взрослые любят объяснять по аналогии: «Деревья засыпают, и тогда…». На первый взгляд, это – уподобление деревьев людям. Но, начав так отвечать, можно сообщить ребёнку сведения о цикличности смены времён года, о том, что зимой меняется всё вокруг, а весной, наоборот, просыпается. И провести маленький урок природоведения.

8. Возможно объяснение по дедуктивной модели – от общего к частному. «Листья падают, потому что они живые, а всё живое умирает». Тут взрослый пытается дать представление о природе как части живого мира. Природа не просто похожа на что-то живое, а сама действительно живая.

9. Возможно и причинное объяснение: «Листья падают потому, что сильный ветер срывает их». Такой ответ уже объясняет значительно больше, показывая взаимосвязь явлений природы.

10. Последний тип ответов – целесообразное объяснение: «Листья падают для того, чтобы новые листья появились весной». Взрослый направляет мышление ребёнка и на цикличность природных явлений, и на будущее.

Как не надо отвечать на детские вопросы

Если взрослый стремится «поставить ребёнка на место», затыкает ему рот, учит его прежде всего уважать старших, но тем самым он демонстрирует свой невысокий уровень развития. Но что хуже всего, это то, что он сковывает познавательную активность растущего человека, не даёт ему стимулов для развития.

Прочитайте ещё раз все десять ответов на вопросы «Почему?» и постарайтесь каждый раз находить такой ответ, который, соответствуя сути вопроса, развивал бы мышление ребёнка. Учитесь думать вместе с ребёнком, и вы получите в своём маленьком собеседнике мыслящую и активную личность.

[contact-form-7 id="2957" title="Подпишитесь на нас"]